Пока обсуждается вопрос достижения Эстонией климатической нейтральности, еще есть реальная возможность сохранить сланцевую промышленность в Ида-Вирумаа. Но больше затягивать с решением этого вопроса мы не можем, иначе последствия будут необратимыми.
Думаю, нет особой нужды пояснять, что резкий отказ от сланца в производстве как электроэнергии, так и жидких топлив приведет к социальной катастрофе в северо-восточном регионе и крайне болезненно отразится на экономике всей страны. Помимо этого, под угрозой окажется и наша энергетическая безопасность. Уже сейчас в связи с частичным закрытием мощностей на электростанциях под Нарвой из экспортера электроэнергии мы превратились в ее импортера. И все это происходит тогда, когда мы можем говорить о максимально продуманном, модернизированном производстве с минимальным негативным влиянием на окружающую среду.
Положительно, что правительство в сложившейся ситуации решило оказать поддержку планам построить завод предварительной очистки сланцевого масла. Да, пока неясно в каком именно виде эта помощь будет оказана – в виде кредита или непосредственного финансового или долевого участия государства в проекте. Но главное, что есть принципиальное решение правительства о поддержке строительства завода. Концерны Eesti Energia и VKG оценивают стоимость строительства приблизительно в 650 млн евро, от государства ожидается поддержка в размере 20 — 30% стоимости проекта, что в абсолютных величинах составляет порядка 130 — 195 млн евро. Это не столь большие суммы, если учесть, что ущерб от потери сланцевого сектора будет в разы больше. Эту суму государство не будет дарить – деньги могут быть вложены в проект, способный вернуть их и преумножить. Однако помимо голых цифр и денег здесь идет речь о судьбах и благополучии тысяч людей и их семей. В этом контексте важно напомнить, что на северо-востоке и так самый высокий уровень безработицы. Также там очень много семей, где работает и является кормильцем только один человек.
Напрямую в сланцевом секторе сейчас заняты около 7000 человек, примерно столько же рабочих мест связаны с сектором косвенно и их наличие зависит от существования самого сектора.
В течение последних пяти лет сланцевый сектор составлял около 4-5% от ВВП, налогов в госказну со сланцевой промышленности за указанный период поступило 623 млн евро. Это не та сумма, от которой можно безболезненно отказаться.
Что даст нам новый завод по переработке сланцевого масла, который Eesti Energia и VKG планируют построить к 2024 году?
Во-первых, это обеспечит существенные поступления в казну. Только доходы от экспорта, согласно прогнозам, составят порядка 225 млн евро в год. Если в этом году налоговые поступления с производства сланцевого масла выросли на 66 млн евро, то в 2024 году благодаря новому заводу прогнозируются поступления в размере 90 млн евро.
Во-вторых, при постоянном ужесточении экологических норм рафинированное сланцевое масло как продаваемый продукт будет более конкурентоспособным, а за счет очистки масла от серы увеличится и его добавочная стоимость, и цена за тонну такого сланцевого масла будет выше примерно на 150 евро.
В-третьих, социальная сторона. Новый завод обеспечит работой в общей сложности порядка 200 — 300 человек: около 100 непосредственно, и примерно 100 — 200 – косвенно, к строительству предприятия будут привлечены около 1000 человек. Местные самоуправления будут получать регулярный доход с налога за использование природных ресурсов. В конце прошлого года в Закон о платах за природопользование были внесены изменения с той целью, чтобы с 2020 года самоуправления Ида-Вирумаа, на территориях которых ведется добыча или переработка сланца, а также складирование отходов сланцевой промышленности, начали получать больше средств (на 2,5 млн евро в год) из поступлений с платы за природопользование. Однако с падением объемов производства электроэнергии, а соответственно, и объемов добычи сланца, эти самоуправления теперь вынуждены урезать свои бюджеты и затягивать пояса потуже. Больнее всего ситуация в сланцевой энергетике ударит по Нарва-Йыэсуу и волости Алутагузе и, где, по самым грубым подсчетам, при сегодняшнем развитии событий годовые бюджетные потери самоуправлений могут составить порядка 2 млн евро и 1 млн евро соответственно. Все зависит от того, какое будущее ждет сланцевый сектор.
К настоящему времени в связи с политикой ЕС по выбросам СО2, в частности, удорожанием квот на его выбросы, концерн Eesti Energia вывел из эксплуатации часть мощностей на электростанциях под Нарвой, сократив объемы производства электроэнергии во втором квартале этого года почти наполовину по сравнению с тем же периодом 2018 года. Это уже начинает давать о себе знать закрытием некоторых фирм в регионе, чья деятельность напрямую зависела от работы электростанций как, например, занимавшееся рыборазведением предприятие под Нарвой. А с нового года закрывается завод строительных блоков, использовавший в качестве сырья для своей продукции сланцевую золу электростанций. И это, к сожалению, только начало.
Сокращение выработки электроэнергии повлекло за собой и уменьшение объемов добычи сланца – показатели во втором квартале текущего года сократилась на 30%.
Чтобы не допустить развала сланцевой промышленности, необходимо ее модернизировать, увеличив в портфеле долю производства сланцевого масла. Проще говоря, если мы частично отказываемся от производства электроэнергии из сланца, мы должны продолжать использовать этот сланец по-другому и желательно с большей выгодой. К тому же, прогнозы подтверждают, что в течение ближайших десятилетий спрос на жидкие топлива на основе сланцевого масла будет только расти. Параллельно необходимо искать дополнительные способы производства электроэнергии. Так мы сможем сохранить свою энергетическую независимость, а значит, безопасность и стабильность функционирования наших больниц, предприятий и всего электронного государства в целом.
Ида-Вирумаа и, в частности, Нарва до сих пор испытывают на себе последствия закрытия Кренгольмской мануфактуры, когда тысячи человек – работников с узкой специализацией потеряли работу. Многие из них и сейчас продолжают оставаться не у дел. Мы не можем допустить, чтобы та же участь постигла сланцевую промышленность и занятых в этой отрасли, все эти годы фактически являвшуюся основой существования региона, а также обеспечивавшую существенные налоговые поступления в казну и достойные зарплаты работникам. Поэтому самым разумным, если не вовсе единственным решением вопроса сланцевого сектора должно стать сохранение сланцевой промышленности. Повторюсь, требования по достижению Эстонией климатической нейтральности выполнимы, если в сланцевом портфеле будет увеличена доля производства соответствующего современным экологическим нормам сланцевого масла. Для этого, как я уже сказал, необходима поддержка сланцевого сектора на государственном уровне – в частности, строительства завода по рафинированию сланцевого масла.
Автор: Дмитрий Дмитриев, Председатель группы поддержки Ида-Вирумаа в Рийгикогу
Источник: Деловые ведомости
Фото: Mатти Кямяра/ Северное побережье