Правительство достигло принципиального соглашения и приступило к конкретным шагам по реформированию пенсионной системы. О необходимости навести порядок в этой сфере говорилось уже давно, но стоя у руля власти, реформисты словно игнорировали проблему: анализируя и подсчитывая финансовые возможности в экселе так и остались всего лишь мрачными цифрами, разбираться с которыми никто не хотел. Но новые веяния на политическом ландшафте и желание на деле показать, что правительство делает все по-другому, новая коалиция взяла курс на перемены. Изменений в пенсионной системе предстоит много, но одно из самых важных состоит в том, чтобы дать возможность пенсионерам, жить достойной жизнью и не чувствовать себя обделенными из –за того, что в молодости они зарабатывали мало, работая при этом много.
Но что же изменится в жизни среднестатистического пенсионера? Давайте разберем на примере. Итак, два человека работают на разных работах. Один из них получает зарплату 1500 тысячи евро, другой – 450 евро. Отчисления социального налога в первую или вторую накопительную системы. Но во всех этих сложных формулах – из чего же будет состоять будущая пенсия – навряд ли интересуют современную молодежь. Ведь до пенсии еще слишком далеко, чтобы портить себе настроение. Но при этом и высокооплачиваемый работник и малооплачиваемы – оба рассчитывают на светлое и безбедное будущее. Но выйдя на пенсию, при действующей пенсионной системе, оба наших героя встретятся с суровой реальностью. Более того, учитывая крайне низкий уровень рождаемости, рост числа пенсионеров и постоянно сокращающийся процент людей работоспособного возраста – в будущем вопрос пенсионных выплат вообще может оказаться под вопросом. Почему? Все дело в том, что сегодня размер обычной пенсии по старости напрямую зависит от того, какой доход имел человек будучи активным участником рынка труда. Другими словам, чем больше зарплата, и, соответственно, социального налога было выплачено за работника, тем выше пенсия. Центристская партия неоднократно обращала внимание на несправедливость системы. Мы считали и считаем, что это был прямой путь к социальному неравенству пенсионеров. Если сейчас разница между доходами пенсионеров не является слишком ощутимой – порядка 1,7 раза, то в будущем пенсии сеньоров могут отличаться в четыре раза. Чтобы избежать этого центристы выступали за то, чтобы пенсии рассчитывались исходя из трудового стажа: например, 1 год работы людей с зарплатой от минимальной до средней давал бы один год пенсионного стажа. При таком подходе, сегодняшняя схема, канула бы в лету, позволив будущим пенсионерам надеяться на безбедную старость. Сегодня, правящие на Тоомпеа, партии, наконец-то решились на столь необходимый шаг. Как член социальной комиссии парламента, я не могу не поприветствовать, столь необходимую для эстонского общества, реформу.
Если рассмотреть подробнее, то изменения скажутся на всей системе. Это и привязка пенсионного возраста с ожидаемой продолжительностью жизни, более гибкая система выплат и замена страховой части – которая зависит от уровня зарплаты – на рабочий стаж. Если у сегодняшних участников рынка труда есть три варианта пенсионных накоплений: I II и III пенсионные ступени, то в будущем они останутся, но принцип их работы претерпит изменения. Итак, в основе первой ступени в будущем будет лежать принцип солидарности из расчёта 1 год работы – 1 пенсионный стаж. Вторая и третья пенсионные ступени будут нацелены на людей с большим доходом.